21 | 10 | 2019
Интервью с Максимом Сапожниковым
Как создавать фото и видеоконтент для мировых фешн брендов
В фешн рубрике, мы рассказываем вам о интересных людях, которые влюблены в моду, они добились успеха, красивы, умны и предприимчивы. Сегодня наш гость Максим Сапожников - владелец продюсерского центра, который создает фото и видеоконтент для мировых фешн брендов, основатель онлайн журнала @fashiontomax с аудиторией в инстаграм более 400 000 чел.

Компания Максима работает с такими известными брендами как Fendi, Balmain, Prada, Versace, Valentino, Elie Saab, Ralph Lauren, в объективе камер команды Максима побывали топ модели Джиджи и Белла Хадид, Кендалл Дженнер, Кайя Гербер, звезда Голливуда Пенелопа Крус, Анна Винтур и множество других ярких личностей..

Максим живет и передвигается по миру с бешеной скоростью, сегодня он гость на роскошной свадьбе сына Эли Сааба в Ливане, потом мы его видим на неделе моды в Нью Йорке, через неделю он уже работает в Лондоне и потом в Париже. Наши дороги пересеклись на короткое время, что позволило мне познакомиться с Максимом и взять интервью у этого удивительного человека.
Максим привет, расскажи пожалуйста, как ты юрист по образованию пришел к идее создания продюсерского центра, да еще такого, который создает фото и видеоконтент для мировых фешн брендов? С чего все началось?

Все началось с моей поездки в Милан в гости к подруге, это было 11 лет назад. Я впервые приехал в Италию и просто влюбился в эту страну. Решил, что должен обязательно переехать сюда жить. На тот момент у меня в Екатеринбурге была своя туристическая компания. Спустя ровно один год, я передал дела партнеру, а сам перебрался в Милан. Каждый день я выходил из дома с улыбкой на лице и радовался настоящему моменту. Я чувствую себя в Милане, как в маленькой деревне, если честно: тут мой любимый пекарь, тут – ресторан, где даже ризотто названо моим именем. На улице встречаешь пожилую швею, у которой свое ателье и она знает все, что происходит в квартале. Стоит выйти на улицу, и чувствуешь, как жизнь кипит, все люди очень приветливые.

В индустрию моды я попал тоже случайно: искал работу, по-итальянски практически не говорил, и мои знакомые посоветовали попробовать свои силы в ведущем на тот момент шоуруме «Studio Zeta», который возглавлял Riccardo Grassi. Я успешно прошел собеседование, и стал работать с брендами как №21 by Alessandro dell'Acqua, MSGM, а также Giambattista Valli, Francesco Scnognamiglo, Marco Bologna, Au Jour le Jour и многими другими, продвигая их на российский рынок. Очень быстро я стал лидером продаж по нашему направлению, и вскоре открыл собственное консалтинговое агентство «Art Fashion Concept», которое помогало брендам налаживать дистрибуцию, а также формировать закупочные стратегии для мультибрендовых магазинов.

Переломным моментом стало обращение моей хорошей знакомой из журнала Glamour, которая услыша, что я еду в Нью Йорк на Неделю Моды, предложила присылать им фото-материал для их издания. Я купил профессиональную камеру, и в начале фотографировал сам. Свои фотоматериалы в отличие от коллег, я тут же скидывал на телефон и отправлял коллегам в издания, а также выкладывал на собственный Instagram аккаунт @fashiontomax. Очень скоро мои материалы стали использовать журналы Vogue по всему миру, а дальше мы стали сотрудничать с ними напрямую. Здесь важно понимать, что на тот момент профессиональные фото с показов появлялись в течение недели только. Но так как я хорошо разбирался в индустрии, знал кого и что именно надо фотографировать, на чем сделать акцент, наши фотоработы с самого начала отличались от других и были самыми оперативными по доставке.

Вскоре моя команда стала расширяться, но мы в основном работали на себя и свое имя. Я также отдавал себе отчет в том, что в сегменте фото очень высокая конкуренция, и для развития мне требовалось найти что-то новое. И этим новым стало как раз производство артистичных репортажных видео. При этом мы всегда старались быть максимально оперативными, и благодаря этому подходу наш онлайн журнал @fashiontomax продолжает органически увеличивать свою аудиторию по 5-10 тысяч подписчиков месяц.
Какой бренд стал твоим первым звездным клиентом? И насколько сложно было для тебя получить этот первый контракт? Какую работу нужно проделать, чтобы достучаться до клиентов такого высокого уровня? Какую роль играет наличие раскрученного личного бренда в достижении амбициозных целей?

Первым клиентом стал бренд Valentino. Кстати, мы с ним сотрудничаем до сих пор. Чтобы привлечь внимание команды бренда, нам пришлось сделать «маленькое» чудо. Мы только начинали заниматься производством видео, и нас было 2 человека - я, как фотограф, и мой талантливый австралийский оператор Muc Nguyen, который нашёл меня в Instagram. Помню, как только я увидел его немногочисленные работы, то понял – это настоящий талант, и мы уже через неделю встретились на неделе моды в Нью Йорке и с того момента начали сотрудничать с ним. Так вот, идея наших репортажных видео заключалась в том, что они были артистичными, отражали ДНК брендов, передавали атмосферу и идею шоу, но этого было недостаточно. Поэтому, получив доступ на репортажную съемку с показа Valentino, мы сняли сначала backstage, а потом в рекордные для индустрии сроки, речь идет о минутах, смонтировали классное видео оттуда, и в момент, когда началось шоу, это видео было опубликовано на наших аккаунтах. В принципе такого еще никто не делал, и поэтому нам удалось не только обратить внимание на себя, но и добиться встречи, знакомства и дальнейшего сотрудничества, которое продолжается и по сегодняшний день.

А с тем оператором мы проколесили полмира, ездили с разными брендами, реализуя для них различные проекты. Но потом он выгорел и вернулся в Австралию, ушёл немного в тень, но продолжает снимать и делает различные работы для австралийского Vogue. Когда он уходил, я, если честно, схватился за голову, как я без моего ведущего оператора справлюсь со всем и как я смогу удержать тот же уровень с новичками. Но на самом деле, это сделало меня ещё сильнее, так как я понял, что полагаться на одного человека нельзя и надо строить команду, я сделал ставку на молодых талантах и постарался их направлять в нужном направлении, учить, давал возможность постоянно практиковаться, и они стали у меня крутыми и сейчас создают совершенно фантастические работы.

Особенностью и одним из сильных преимуществ нашей команды является оперативность, так повелось с самого начала. И мы до сих пор гордимся тем, что можем доставлять контент высокого качества в тот же день или на следующее утро – это мало кто может гарантировать. К примеру, этим летом для презентации новой коллекции ювелирного дома Bvlgari наша команда в течение одних суток отсняла и смонтировала около 50 видео. Мы также сделали сотни профессиональных фотографий за 3 дня – сроки даже сегодня считаются рекордными для индустрии.
Сложно ли работать с известными компаниями и звездами Мирового масштаба? «Prada», «Versace», «Valentino», «Elie Saab», «Ralph Lauren», кто принимает решение в компаниях такого уровня с кем из продюсерских центров работать? Какой контент они хотят видеть? Перед тобой ставят конкретную задачу или ты предлагаешь варианты сценария ролика, какие дедлайны? Расскажи пожалуйста о механике работы с такими фешн гигантами. Чем грозит не выполнение контракта?

В компаниях любого масштаба и известности работают обычные люди. Они, безусловно, профессионалы своего дела, а также очень любят фэшн. Наверное, это объединяет многих, любовь и страсть к фэшену. Нужно иметь творческую жилку, быть немного артистом в душе. С точки зрения ожиданий клиента, тут все зависит от конкретных задач и проектов. Бывает так, что нам дают полный карт бланш, и тут мы полностью решаем за клиента идею, стиль, настроение видео, которые создаем. Но это, чаще, редкость. Обычно у нас есть брифы, четкие ожидания от клиентов. Со своей стороны мы предлагаем креативные тритменты на заданную тематику – т.е. ознакомившись с идеей коллекции и показа, мы предлагаем свое видение того, как их можно отразить с помощью видео, в каком стиле и с какой музыкой. Если это видео-кампании, то тогда мы следуем определенному сценарию, которые разрабатываем совместно с клиентом. Но что касается наших репортажных видео, то тут очень многое решается спонтанно и наше усмотрение. Ведь у нас есть буквально 20-40 минут, чтобы отснять максимально качественный контент.

Кто-то из звезд может отказаться сниматься, а другие, наоборот, решат подыграть, и можно создать целую историю. По поводу невыполнения контракта я честно признаюсь, не знаю. Думаю, грозят определенные санкции, в том числе финансовые. Но здесь стоит вопрос скорее репутации. Ведь если ты не выполнишь контракт, об этом в индустрии все узнают, и кто захочет после этого с тобой работать? Для меня такая мысль даже не допустима, не представляю, что должно случиться. Только если форс-мажор какой-то, и даже если так, я уверен, мы придумаем, как выкрутиться и все же доставить контент клиенту. Для меня имя компании, наша репутация стоят всегда на первом месте. Мы можем уйти в минус, где-то вести переговоры, но если взял обязательства, значит должен их выполнить.
Говорят, звездные клиенты капризны и требовательны. С кем из фешн брендов, селебрити работа была для тебя самой сложной и почему? Съемки какого проекта были для тебя самыми яркими, запомнились на всю жизнь, а какие самыми тяжелыми физически и эмоционально?

Я не могу с этим согласиться. На мой взгляд, звездные клиенты, наоборот, очень профессиональны, всегда знают, чего хотят и работают очень четко. Например, когда мы снимали видео для обложки Vogue Spain с Пенелопой Круз, с ней было очень комфортно работать. Она налету понимает, что именно мы хотим снять, и подыгрывает нашей линии. Или, например, когда снимали для Bvlgari ролик с Евой Грин. У меня есть такая черта – в силу того, что мы часто ограничены по времени съемки, мне проще самому показать, что именно я хочу, чтобы сделала модель или актриса. Моя команда даже часто снимает эти моменты и потом получаются забавные ролики. Так вот, с Евой Грин было также – она профессиональная актриса, а я ей на себе показываю, как ей надо идти на камеру или что именно делать. Она внимательно на самом деле посмотрела, все повторила именно так, как надо было, но при этом пошутила, что у меня так хорошо получается, что легко мог бы ее место занять.

Самой яркой на текущий момент, наверное, была съемка нашего первого рекламного, не репортажного видео с Джиджи Хадид. Это был первый опыт работы с супер-моделью, и знаете, именно тогда я и понял, что значит супер – это значит супер профессионализм. Съемки проходили на Ибице осенью, вода уже не такая теплая. Так вот Джиджи стояла по пояс в ледяной воде, улыбалась и следовала строго сценарию. Это было удивительно, и при этом у нее все так отлично получалось, что мы практически всю кампанию сняли с первого дубля.
Как выглядит твой рабочий график?

Мой рабочий график всегда варьируется и зависит напрямую от графика проектов и Неделей Мод. Во время Неделей Мод – это самый интенсивный период, почти как марафон. Помимо большого числа показов и презентаций, который я ежедневно посещаю, мы еще и производим большое число контента для клиентов и нашего журнала. Бывает, что не сплю сутками, как и моя команда. Между Неделями Мод мы также реализуем различные проекты, часто создаем видео-контент для журналов Vogue, но в такие периоды жизнь более спокойна.

Я сова, поэтому встаю достаточно поздно, но и ложусь где-то в середине ночи. Это на самом деле очень удобно, т.к. команда у нас глобальная, клиенты со всего мира, таким образом я успеваю продуктивно пообщаться и решить вопросы в Европе и в Америке. Почти вся работа сконцентрирована в телефоне – сотни чатов в What's App и десятки в Telegram. Вся команда работает дистанционно: ассистенты, работники бэкофиса (клиентский сервис, маркетинг, бухгалтерия и пр.). Также я часто встречаюсь с новыми талантами по всему миру, встречаюсь с клиентами, если нахожусь в стране и городе, где у них находится основной офис. Встречи и много общения по What's App, контроль процессов, оценка наших работ, эффективности, планирование новых инициатив – вот пул каждодневных вопросов, которые решаю.
Я слышала, что твоя супер команда выдает контент заказчику почти мгновенно, видео монтируется буквально сразу же после показов. Расскажи пожалуйста сколько человек сейчас работают в твоей компании? И сколько проектов одновременно вы снимаете? Какие у вас планы на будущее? О чем мечтаете?

В моей команде работает больше 40 человек, половина из них – это ребята, кто как раз производят контент. В этом году уже несколько раз мы снимали и работали одновременно над 4мя проектами. Это много, т.к. в рамках каждого проекта мы производим от 3 до 50 видео роликов, при этом сроки доставки, как правило, достаточно сжатые - тот же день или утро следующего дня после съемок. В будущем мы планируем развиваться.

Сейчас главная задача – это отработка рабочих процессов, некая стабилизация при одновременном масштабировании. В этом году мы открыли представительство в Нью-Йорке, еще хотим открыть офис в Дубаи. Также мы планируем перезапуск нашего онлайн издания @fashiontomax, развитие новых направлений продакшена – 3D, анимация и создание цифрового контента для Instagram. С другой стороны, конечно, хотим снимать более сложные проекты, больше фокусироваться на рекламных кампаниях для фэшен брендов. Если говорить о мечтах, то я бы хотел за ближайшие 5 лет создать полноценный и сильный медиа-холдинг, который бы включал в себя различные издания, а также продакшен. Еще есть идеи о запуске новых онлайн сервисов, мобильного приложения и съемке полнометражного документального фильма.
Есть ли звезды, бренды, с которыми ты хочешь поработать? Кто вдохновляет тебя и является образцом для подражания?

Меня много кто восхищает. Например, Beyonce, ее работоспособность, помноженная на талант, меня всегда поражала. Еще вдохновляет работа Гордон Вон Стайнера (@gvsgvs), он создает артистичные и коммерческие видео. Его работы задают определенную планку в индустрии, и это очень здорово мотивирует.
Какие ошибки ты допускал развивая свой бренд, свою компанию?

Одной из первых ошибок я бы назвал то, что поначалу я занимался всеми делами сам, не делегировал. Это, конечно, негативно сказывалось на процессах, т.к. все замедлялось, а также мешало смотреть на задачи и ситуации более стратегически. Но, конечно, наступает момент, когда просто логически понимаешь, что все сам не вытянешь, и уже начинаешь активно делегировать.

Второй ошибкой можно назвать то, что мне не всегда удавалось поддерживать отношения со всеми знакомыми и друзьями. Часто бывает так, что просто не хватает времени, фокусируешься на чем-то другом, откладываешь на потом, но время летит и эти отношения просто остаются в прошлом. А по прошествии времени ты видишь, что многие из них раскрылись совершенно с разных интересных сторон, и вы могли бы вместе делать интересные проекты, но отношения-то уже не те, и их не всегда можно восстановить. Но я бы не называл это ошибками, это, скорее, некое незнание, отсутствие опыта, я был слишком сильно прямолинейным. Если мне что-то не нравилось или я считал, что понимаю, как сделать лучше, то начинал спорить, даже лично с Дольче и Габбана. Сейчас думаю, откуда столько смелости было? С одной стороны это здорово, когда у тебя есть свое мнение и ты готов его отстаивать, но всегда надо знать меру и помнить, что клиент имеет свое мнение, а значит всегда прав. Поэтому, конечно, надо проявлять больше дипломатичности и не так прямолинейно доносить свои мысли и предложения.
Какие у тебя есть страсти, кроме работы? Как борешься со стрессом? Как проводишь свободное время?

Моя настоящая страсть, помимо работы – это путешествия. Хоть формально Милан является моим домом, я не провожу там более 3 месяцев в году. Постоянно путешествую как по работе, так и для отдыха. Еще я очень люблю йогу, но только в силу постоянных поездок, не получается ею заниматься регулярно. Но когда в отпуске, обязательно открываю какой-нибудь новый вид йоги для себя. Еще для борьбы со стрессом очень люблю уезжать на море, где стараюсь свести к минимуму свое пристутствие online. Вообще в последнее время меня все чаще посещают мысли об online детоксе, думаю, обязательно попробовать.
Как часто путешествуешь? Есть ли места на планете, куда тебе хочется возвращаться снова и снова? Кухня какой страны нравится? Может, немного расскажешь о своих любимых блюдах? Посоветуешь любимые рестораны в разных странах.

Я уже чуть выше говорил о своей страсти к путешествиям. Моя жизнь – это сплошное путешествие, причем не только в переносном, но и в буквальном смысле. Я очень люблю Милан, но жить все 12 месяцев я бы там не смог. Я вообще не знаю, смог бы я находиться в одном месте более месяца, даже не припомню, когда такое было в последний раз.

Я очень люблю Бразилию, Рио-де-Жанейро и Транкозо - просто магические для меня места. Энергетика и радость людей невероятно заряжают, и это несмотря на то, что страна находится в большом упадке, и уровень жизни у людей очень низкий. Также я считаю, что у нас очень похожий с ними менталитет. Еще я очень люблю Нью-Йорк, а одно из моих любимейших мест для отдыха – это Тулум, Мексика. Что касается кухни, то как человек, пусть и много путешествующий, но считающий своим домом Милан, я, конечно, люблю итальянскую кухню. Очень люблю свежие морепродукты и рыбу.

©️Интервью провела наша Fashion insider Лия Андриенко